Меню

Информация

Погода на ..

Температура: - °С

Влажность: -%

Давление: 0 мм рт. ст.

Ветер: - м/сек

,

Курсы валют

ЦБРФ на ..

USD:

EUR:

Страницы раздела - Город

Я приглашаю вас в Электрогорск.
 
«…и город, как город, и люди, как люди вокруг...» Сказал бы обыватель, приехав однажды в город Электрогорск. Почему однажды? Потому что в следующий свой приезд, сойдя на конечной станции электрички «Москва – Электрогорск», он сказал бы примерно следующее: « Тихо, уютно, очень мило, как я это сразу не заметил?».  
 

     Никогда бы не подумала, что совершу увлекательную экскурсию по Электрогорску. Но на все воля случая. И на мое знакомство с давно знакомым городом тоже. Ну что такого я не знала об Электрогорске?    Да ничего, оказывается, не знала и не видела.   В буквальном смысле. А ведь знания приходят к тому, кто в них нуждается, а мне всегда была интересна история.

     Долго думая над тем, откуда следует начать прогулку по Электрогорску, пришла   к выводу, что со «скворцов». Непосвященный читатель, наверное, и не догадается, что «скворцами» у нас называется старейший микрорайон города. По аналогии с   перелетными птицами, которые весной прилетают в среднюю полосу России, чтобы провести здесь лето и осень. Подобно этим серым птицам к нам, тогда еще в поселок Электропередача, «слетались» сезонные рабочие на торфяные разработки. С которых все и начиналось.

     В начале двадцатого века московские предприниматели из числа «Общества электрического освещения 1886 года» приняли решение о расширении своей промышленной деятельности именно в восточном районе Подмосковья. И тогда торфяные болота Богородского уезда привлекли к себе пристальное внимание. В Богородскую уездную земскую управу поступила пояснительная записка к устройству центральной электрической станции и жилых построек при ней. А идея строительства электрической станции на торфе именно здесь принадлежала инженеру – новатору Роберту Классону. Под его руководством и при непосредственном участии началась великая стройка. В своих воспоминаниях Р.Э. Классон рассказывает об истории строительства электростанции и первых годах ее существования: «Московская электрическая станция работала исключительно на нефти, и, когда в 1911 году я получил известие, что в 75 верстах от Москвы продается большое торфяное болото, решил попытаться привлечь иностранный капитал к постройке районной электрической станции на торфе. В ноябре была предпринята экспедиция на болото для осмотра его, а затем я поехал в Берлин для ведения переговоров с банками относительно финансирования предприятия. С ранней весны 1912 года приступили к работам». 

     А строить приходилось не только квартиры, но и больницы, школы, склады, бани, словом выстроить почти небольшой город….место было совершенно дикое.  

     В мае этого же (1912) года к электростанции проложили узкоколейку железной дороги. Необходимое оборудования доставляли по ней непосредственно из Германии. В это же время были установлены машины для выработки торфа. И стали приезжать в наши края первые торфяники на сезонные работы. Те самые «скворцы». Первые «птицы» приезжали на стройку без семей; их попросту негде было размещать. А привлекала рабочих не только грандиозная стойка и возможность перебраться их глубинки (Рязань, Смоленск, Вятка, Липецк) поближе в столице, а главным образом большая зарплата, предлагаемая руководством станции за их, конечно, не легкий труд. Принимались на работу не только мужчины, но и женщины, которых называли «торфушками». Слово это очень прижилось в наших краях и теперь уже обидное: торф ушка, адресованное некоторым представительницам слабого пола даже не режет слух. 

     Далеко не безоблачно шли дела на стройке века. Построенные для рабочих временные помещения не отапливались, люди часто болели, но продолжали добычу торфа. Сверхурочные работы крайне отрицательно отражались на здоровье. И еще одна напасть одолевала и немецких инженеров, и российских торфушек: комары, способствовавшие скорому распространению малярии. Множество лесных и болотных комаров и сегодня одолевают горожан, а тогда, над палаточными городками и временными казармами, построенными прямо на болотах, буквально висели облака их этих насекомых. Но быстро появились полевые медпункты, а уже в 1914 году была построена небольшая бревенчатая амбулатория с аптекой, где больных принимали врач и фельдшер.

     Но все же Роберт Классон был чрезвычайно озабочен созданием нормальных бытовых условий для приезжающих и приглашенных на станцию специалистов. У озера, там, где сегодня построена городская баня, жили основатели первых рабочих династий. Это были и многоквартирные дома, и отдельные небольшие коттеджи. Классон, сам увлеченный идеей «электрификации всей страны», с легкостью увлекал ею и других. А для того, чтобы уверенно приглашать людей на работу и ожидать от них самоотдачи и преданности делу, необходимо было создать определенные условия жизнеобеспечения. Вот и была построена 4 категория- точка отчета истории Электрогорска  И правильнее будет назвать именно этот участок первым городским поселением. Для строительства станции и последующей работы на ней приглашались высококвалифицированные специалисты. Многие приезжали в наш город по личному приглашению Классона.

     С Сергеем Аллилуевым Роберт Эдуардович был знаком еще по прежнему месту работы. Классон уехал на восток Подмосковья, осваивать торфяные болота, а Аллилуев остался. Позднее с ним произошла неприятная история, он лишился места. Классон, узнав о постигшем семью несчастье, а Сергей Аллилуев был отцом 5 детей, пригласил его к нам в город. Так что Надежда Аллилуева, впоследствии ставшая женой Сталина, провела детство в Электропередаче. Отметив свой шестнадцатый день рождения, она покинула город.    Кто знает, вспоминала ли она когда нибудь свой дом, соседей по улице, сослуживцев отца, часто навещавших семью? Возвращались ли ее мысли и чувства в поселок энергетиков или, встав на путь нелегкий и трагический, она навсегда позабыла приютивший их семью уголок?

     А уголок этот тем временем стремительно развивается и растет.

     Жена инженера станции И.И. Радченко Алиса Ивановна, будучи женщиной образованной и неравнодушной к просветительской деятельности, активно включилась в работу по ликвидации неграмотности среди детей и пропаганде культуры в рабочем поселке. Во многом благодаря ее стараниям и поддержке руководства сначала было предоставлено помещение для занятий и учительница, а позже и построена новая школа, получившая имя Третьего Интернационала. Строительством   школы руководил молодой инженер электростанции В.А. Голубцов. Рабочие сами строили школу. В одной части постройки располагались учебные классы, в другой – лаборатории и мастерские. Было принято решение, прежде всего, особое внимание уделять рабочим профессиям. Представители школьного совета обращались за помощью к Ленину и Крупской и, представьте, нашли отклик и поддержку.

     К 1921 году население поселка составляло 4576 человек. И вслед за школой последовало строительство клуба, малярийной станции, больницы. В 1922 году начал строиться железнодорожный мост через Клязьму.   В 1925 году открыли движение по железнодорожной ветке Павлово – Посад – Электропередача. В 1926 году от разрыва сердца умер Классон. Он тяжело переживал трудности и неудачи, которые, конечно, случались за годы строительства станции. Но дело его набирало все большие обороты.

     С каждым годом увеличивалось количество разрабатываемых торфяных участков, все больше рабочих приезжало в поселок. И вот в 1929 году торфоразработки выделяются в самостоятельное предприятие имени Р.Э. Классона. Сменился способ добычи торфа, разрабатываются новые машины, оборудование, что позволяет автоматизировать работу и значительно сократить количество «скворцов». Жизнь в поселке как будто налаживается. Все эти события, как вы уже, наверное, поняли, происходили в «старой» части города. В той, которую сейчас называют «скворцами». До сих пор сохранился и дом инженера Радченко, и старые которых ютились   рабочие   с семьями. Нет старой школы, ее разрушили совсем недавно и приступили к строительству новой. А ребята этого микрорайона учатся в другой школе, тоже конечно, уже «немолодой», но сохранившей традиции, дух и обычаи первой городской школы.             Не помутнело и зеркало озера Госьбужье, чуть теплится жизнь старого клуба (в ожидании грандиозной реконструкции). А вечером на лавочке «торфушки» вспоминают годы своей молодости.  

     Отдельная страница истории Электрогорска – это Великая Отечественная война. Она началась внезапно и перевернула жизнь каждого жителя поселка.     

     Энергетики и торфяники уходили защищать Родину, оставив вместо себя жен, стариков и детей… Они добывали торф, корчевали лес, рыли водоотводящие канавы осенью. Ранней весной выходили в поле, зимой ремонтировали технику и параллельно всем этим тяжелым работам вязали для бойцов носки и варежки. Собирали посылки со скудными гостинцами, писали письма о том, что все у них хорошо, а не о том, как им было на самом деле. Замерзающим в поле, засыпающим,   стоя у станка, синеющим от холода, слабеющим изо дня в день от голода и бесконечного ожидания победы. А победу эту в Электропередаче ковали не только на торфоразработках. С первых дней войны был выбран участок непроходимых болот и лесов в качестве дислокации полевой артиллеристской снаряжательной мастерской (ПАСМ). Несколько сотен метров вперед, потом обратно, чтобы с воздуха остаться незамеченными. Двенадцать вагонов - пульманов в глубоком, казалось, тылу обеспечивали артиллеристскими боеприпасами зенитную артиллерию всего Московского округа ПВО. Создателем ПАСМ был генерал – майор Стрельников. С фронта привозили отстрелянные гильзы, взамен получали боеприпасы. Окружавшие Москву немцы догадывались, что где- то рядом готовятся снаряды к бою; мастерскую искали, но тщетно. Командование Московского округа приказывало увеличить выпуск боеприпасов, и мчались с наших болот на фронт машины со снарядами: «Смерть фашистам!»

     20 декабря 1944 года в одном из вагонов произошел взрыв. Погибли люди.

     Конечно, эти места лишь географически являются началом города. Но никто не проедет мимо, не заинтересовавшись военным памятником, установленным в там, где не было боев.   Победа куется малыми долями и незначительными вкладами в том числе. Подвиг «пасээмовцев» - это тоже доля, тоже вклад. И отрадно осознавать, что этот вклад оценим и не предан забвению. А еще в годы войны огромное количество раненых переправлялось с фронта на восток Московской области, в том числе и в соседний Павловский Посад. Летом они буквально лежали на   берегах Клязьмы и Вохны. Бесприютные, страдающие, некуда было их размещать. А доставкой солдат с фронта ведала наша землячка, капитан медицинской службы Бершанская – настоящая героиня, имя которой незаслуженно забыто. Она умерла в глубокой старости и в глубоком одиночестве в электрогорской коммуналке. Подвиг был, а памяти нет. .

     Закончилась война. Страна приступила к сложнейшему процессу восстановления мирной жизни. А одной из задач поселка Электропередача стало еще и присвоение ему статуса города. Действительно, заслужил. Два крупных предприятия: ГРЭС №3 и Торфопредприятие, три школы, две сапожных мастерских, детские сады и ясли, пять предприятий бытового обслуживание, клуб, больница на 140 коек, поликлиника и здравпункты, магазины, 11 столовых, хлебозавод и многое другое. Все это способствовало ходатайству о присвоении Электропередаче статуса города. 3 марта 1946 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «О преобразовании рабочего поселка Электропередача Павлово Посадского района в город районного подчинения». Итак, 25 апреля 1946 года поселок получил статус города, города Электрогорска.

Если вы устали, то эти фото нудисток смогут взбодрить вас и настроить на продуктивный лад.

     60 лет прошло с тех пор, и в 2006 году наш город отмечает свой юбилей. Что изменилось за это время? Многое. Появились новые предприятия. Старейшим по прежнему остается ГРЭС №3 им. Классона, а самым крупным, да и не только в городе, но и в отрасли – ПК Корпорация «Электрогорскмебель». Город вышел из районного подчинения, и имеет статус самостоятельного муниципального образования. Он по-прежнему небольшой (чуть более 20 тысяч населения), первые, приехавшие на его строительство люди, уже по праву считают себя коренным населением. И все - таки настоящим горожанином может себя называть лишь тот, кто заботится о своем городе и искренне верит в его светлое будущее, поскорее бы оно уже наступило. А я приглашаю вас в Электрогорск, город тружеников и мастеров.  

         
 Почти горожанка. 

 

Краткая характеристика:

Основан: 1912
Город с: 1946
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 55°53'
Географическая долгота: 38°47'
Расположен в 70 км к востоку от Москвы. Ж.д. станция.

Численность населения по годам, тыс. жит.
1939 12.4 1979 15.9 1996 18.8
1959 11.5 1989 18.4 1998 18.9
1970 13 1992 18.8 2001 19.1